Сезон навигации в самом разгаре, и чтобы предстоящий круиз стал приятным путешествием, а не испытанием, к выходу в море необходимо тщательно и заблаговременно подготовиться. Конечно, уровень подготовки яхты во многом зависит от сложности и дальности выбранного маршрута. Будет ли это короткая морская прогулка или дальнее путешествие по океанам, придерживаясь, придерживаясь определенных рекомендаций, вы сможете избежать неприятностей на борту и получить от морского путешествие максимум удовольствия от времени, проведенного на яхте.. Как подготовить яхту к отплытию, на что обратить внимание в первую очередь – читайте в нашей статье.
За день до отхода
Детализация маршрута
Поскольку с маршрутом путешествия и составом экипажа вы наверняка определились, рекомендуем составить детальный план путешествия: как долго вы собираетесь пробыть в море, в какие бухты и порты думаете заходить. Если планируете прогулку вдоль незнакомого вам побережья, изучите географические нюансы той местности, скачайте карты и определите возможные места заходов в порты. Помните, что по причине резких перепадов глубин в некоторых акваториях, не все порты принимают яхты с высокой осадкой. Зная точные параметры судна, вы сможете определить максимально подходящие для швартовки места.
Внешний осмотр судна и оснастки
Перед тем, как спустить судно на воду, первое на что следует обратить внимание - целостность корпуса и оснастки. Если яхта парусная, убедитесь, что такелаж настроен правильно, мачта ровная, паруса целы и идеально натянуты, в противном случае все отклонения и неполадки скажутся на маневренности и скорости судна, управлять которым будет очень проблематично. Стоячий такелаж должен быть крепко и надежно зафиксирован, якорь и швартовочное оборудования – надежно закреплены. Спуститесь в трюм и осмотрите его на предмет течи. Пока вы в трюме, заодно проверьте цистерны с водой и насосы. Обратите внимание на помпы – не забиты ли фильтры шлангов. Убедитесь, что помпа – качает.
Проверка систем и оборудования
Электроника и навигация
Во избежание неприятных сюрпризов до отхода яхты от берега, еще на берегу протестируйте бортовую электронику, поочередно включая все приборы на доске. Запустите систему навигации – значительное расхождение показаний магнитного и путевого компасов может говорить о том, что автопилот не калиброван. Проверьте, корректно ли работают устройства: эхолот должен показывать глубину, анемометр – направление и скорость ветра.
С наступлением темноты, прогуляйтесь по палубе и обратите внимание на освещение яхты. Убедитесь, что все контакты изолированы и защищены от воды, батареи крепко зафиксированы. Проверьте наличие света в каютах и на камбузе, посмотрите, горят ли ходовые и габаритные огни, и все ли члены вашей команды знают, где расположены рубильники и выключатели.
Двигатель
Осмотрев сам двигатель, проверьте уровень масла в коробке передач и уровень машинного масла. Приводной ремень должен быть туго натянут, изношенных или потертых участков быть не должно. Проверьте шланги – они должны быть целыми, а в трюме не должно быть следов масла. Все механические элементы должны быть хорошо смазаны, патрубки и трубки – без повреждений. Для охлаждения двигателя забортный клапан должен быть открыт.
Рекомендуем проверять двигатель регулярно, особенно во время длительных морских переходов. Так вы не пропустите утечку и своевременно среагируете на любые другие его повреждения.
Обязательное оборудование
Яхта должна быть экипирована, как минимум: аварийным румпелем, спасательным плотом, дополнительным якорем с цепью, шлангом, кабелем берегового питания, переходниками, ведром и шваброй. Не забудьте про канистры с топливом и воронку для залива. Если яхта крейсерская, проверьте наличие шлюпки (тузика) и весел.
Обратите внимание на кормовые рундуки и их содержимое. Убедитесь, что они плотно закрываются, иначе во время крена туда устремится вода, а это может привести к большим неприятностям. Если обнаружили такую проблему – не выходите в море, пока ее не устраните.
Для удобства приводим полный список необходимого оборудования:крюк отпорный,
- якорь с канатом,
- буксирно-швартовый канат,
- спасательный круг,
- водоотливной насос,
- огнетушитель,
- ведро с ковшом,
- набор инструментов,
- аптечка,
- спасательные жилеты,
- звуковое сигнальное устройство,
- парашютная ракета бедствия.
Некоторые владельцы яхт устанавливают с внешней стороны судна пресноводный душ. Если и ваша яхта им оборудована, перед отходом убедитесь, что кран плотно закрыт и не подтекает. В противном случае можно лишиться всего запаса пресной воды – она просто стечет в море. Перекрыть воду можно повернув кран, расположенный обычно в специально отведённом месте на корме.
Каюты
Оборудование кают на яхте имеет большое значение, особенно если речь идет о длительном морском путешествии. Для удобства и эстетического удовольствия всех членов команды и гостей судна, позаботьтесь о наличии комплектов специального постельного белья и свежих полотенец. Необходимо проверить розетки и взять дополнительный инвертор, который при необходимости преобразует 12В в привычные 220В и позволит зарядить мобильные телефоны, планшеты, фотоаппараты и прочие устройства.
Системы безопасности
Море непредсказуемо, даже однодневная морская прогулка может за считанные минуты превратиться из забавы в бедствие. Правильная подготовка судна к отходу и соблюдение правил безопасности на воде – ваша страховка от неприятностей.
Обратите внимание на работоспособность системы пожаротушения и убедитесь, что на судне присутствует спасательное оборудования на экстренный случай: аптечка, спасательные жилеты по количеству гостей и членов экипажа, сигнальные ракеты.
Герметичный бокс с аптечкой первой помощи должен быть укомплектован:
- жгут – 1 шт.,
- бактерицидный пластырь – 5 шт.,
- стерильные салфетки 6*10 см – 5 шт.,
- йод и раствор зелени бриллиантовой (1%) – по одному флакону каждого средства,
- валидол в таблетках – 1 уп.,
- спирт нашатырный – 1 шт,
- бинт стерильный – 1 шт.
Если предстоит длительное путешествие (более 3-х суток), состав аптечки необходимо расширить, исходя из количества людей на яхте и рекомендаций врача-терапевта.
Не рекомендуем выходить в открытое море без радиобуя EPIRB на 406 МГц. При его покупке предусмотрена обязательная регистрация, поэтому информация о судне автоматически заносится в базу данных спасательных служб. Перед отходом убедитесь, что прибор исправен и все члены экипажа знают, как он работает
Проверку и подготовку судна лучше проводить заблаговременно, как минимум за день до отплытия, так у вас будет время доставить на борт недостающие элементы, и в случае обнаружения неисправностей – своевременно их устранить.
В день отплытия
Проверка документов
Убедитесь, что все необходимые документы в наличии: паспорта членов экипажа и гостей судна, свидетельство о регистрации яхты и действующий страховой полис. В зависимости от дальности путешествия и конкретных акваторий, на борту необходимо иметь crew-list с перечислением всех находящихся на борту людей и судовой роли каждого их них. Обратите внимание на наличие судового журнала, в котором коротко, но ясно должны будут фиксироваться все значимые события путешествия, относящиеся к эксплуатации судна. Если произойдет несчастный случай, именно эти записи помогут капитану доказать, что его действия были своевременными и целесообразными.
В качестве подстраховки
Выходя в море, обязательно сообщите кому-нибудь, по какому маршруту вы отправляетесь и когда планируете вернуться. Уточните прогноз погоды, направление ветра и степень волнения. Помните об опасности гипотермии в открытом море и подготовьте теплые вещи для себя и для гостей вашей яхты. В независимости от времени года, отходить лучше в светлое время суток.
Проведите подробный инструктаж по технике безопасности для всех участников морского путешествия, покажите, как устроены каюты, где находятся гальюны, и как ими правильно пользоваться.
Каждый член экипажа должен иметь беспрепятственный доступ к перечисленному оборудованию:
- ремкомплект для двигателя,
- набор инструментов, включая разводные и газовые ключи, отвертки и плоскогубцы,
- винторез,
- деревянные пробки для заглушки кингстонов,
- свистки,
- фонари.
! Огнетушители и спасательные жилеты должны быть размещены в зоне видимости всех членов экипажа и пассажиров судна
В независимости от длительности путешествия, выходя в море на яхте желательно иметь неприкосновенный запас питьевой воды и продуктов — на случай непредвиденных обстоятельств. В качестве сухого пайка подойдут продукты с длительным сроком хранения: банки с консервами, тушенка, галеты и шоколад.
Позаботьтесь о том, чтобы ваша яхта была не только роскошным, но и безопасным средством передвижения. Если в процессе подготовки яхтык круизу у вас возникают вопросы, составьте небольшой чек-лист по пунктам из статьи и разместите его на видном месте в кокпите – так вы точно ничего не упустите.